МОЙ АФГАНИСТАН. Вспомнить всё.
Пролог.
Школа № З6, г. Пермь. Был у нас военрук Василий Автономыч, ветеран ВОВ, вёл НВП, Начальную Военную Подготовку, звали мы его за глаза Вася Капсюль, он однажды разошёлся не на шутку: «Если человек выпил стакан водки, он проспится и станет снова советским человеком! А вот Вова из класса А отказался разбирать автомат Калашникова, сказав, что это ему не пригодится!!! Да таких надо давить в утробе матери!!!»...
Заходили мы в Афганистан 15 августа 1985. Через заставу Акробат. Первый марш от нашей границы до лагеря Карабаг мне запомнился только тем, что было страшно и непонятно, что дальше... неизвестность... АФГАНИСТАН!!! я отгонял страх всеми фибрами моей души.
« Или грудь в крестах, или голова в кустах» от куда-то всплыло это из тупиков памяти и стало поговоркой в трудную минуту, отгоняло страх напрочь…
Помню, что майор Щигорцов, зампотех Батя, кричал мне в люк:
- Держи дистанцию!
Впереди шла цистерна с бензином... я опять не держал эту непонятную дистанцию ... пока Щигорцов не сказал:
- Вот попадут в цистерну, и мы сгорим...
ВСЁ!!! Дистанция была мной установлена...
Помню, ломались машины, БТРы, БМП, мой БТР МТП останавливался, чинили ... потом догоняли колонну уже в паре...
Всё прошло без ЧП в эту первую дорожку по Афгану...
(из интернета) Резервная мото-маневренная группа 68 Тахта-Базарского пограничного отряда была передислоцирована из к. Кайсар в к. Карабаг в результате внеплановой операции "Гульран". Опорный пункт мото-маневренной группы располагался к северо-востоку от кишлака Карабаг уезда Гульран с ноября 1981 до августа 1988 года. В центре базового лагеря ММГ до сих пор со снимков из космоса видно большую землянку в виде креста.
Второй выезд был по-моему на следующий день после приезда в лагерь- мы сопровождали Шимановскую ММГ до Союза. Всё пошло не так, через 2 км от лагеря - встала ГАЗ 66. Водитель поднял кабину ... нет искры... быстро найти причину не удалось, и Шигорцов приказал зацепить на жёсткую сцепку и тащить Газон в лагерь. Колонна тем временем продолжала свой путь... Для нашего прикрытия осталась БМП. Но видимо командир не понял, или не расслышал по рации, что надо было найти высокую сопку, чтоб охранять вновь протоптанную дорогу колонной... И прикатил следом к лагерю вместе с нами. Помню, как Батя на него орал, пока мы отцепляли Газ-66. И тут же мне сказал:
- Гони, пока на нас не поставили!!!...
Накатанная дорога уходила за горизонт песка и невысоких сопок. Пыли от колонны уже не было видно. Я нажал педаль в пол и старался выжимать из старого БТРа 40ПА без башни набитого всяким ремонтным железом, которому самому было в пору вставать на капиталку, а лучше сразу в утиль, столько сколько мог ... Поднимаясь в горку, бывает короткий момент уже на пике перед спуском, когда водитель из-за носа БТРа не видит дорогу и саму колею. И ТУТ!!! как только колея появилась, я увидел, что отпечатки протектора затёрты!!! Резко крутанув руль, я нажал тормоза на юз... Майор чуть- чуть не слетел с брони... Громко матерясь, он замолчал сразу, как увидел колею:
- Давай назад! Объезжай!
БМП повторила манёвр. Через пару км- вдоль нашей дороги овцы, осёл... людей нет ... как будто спешили затоптать скотиной колеи... и снова под сопкой затёрто только на другой стороне. Щигорцова вновь прижало при торможении к открытому люку... моторист Шатохин и сержант Мартынов тоже в очередной раз удержались на броне...
Как дошли до границы ... потом помню смутно, что то ломалось или нет, не вспомню... Помню, Майор Щигорцов построил всех и объявил мне благодарность. Ещё он пожелал, чтоб я настроил тормоза- одну сторону, левую хватало сразу на юз... но я не знал, как это сделать, после прокачки ничего не менялось... и это было к лучшему в следующее ЧП это спасло жизни всему экипажу да и БТР остался цел... но об этом позже...
Вернёмся к началу этой истории с ГАЗ-66. Оказалось, водитель ВЫТАЩИЛ из трамблёра уголёк... Больше его не брали не на одну операцию.
...А ещё, Щигорцов всё время говорил, что мы подорвёмся, мол, в первый Афган он подорвался, значит и в этот тоже должен. Это у него такая установка была)). Накаркал.